Многострадальные российские телезрители платят миллионы долларов в месяц за одно только участие в интеллектуальных ТВ-шоу
Телевидение медленно, но настойчиво пробиралось в области нашего мозга, ответственные за механизмы интеллектуальной деградации. Начиналось все с федеральных телеканалов, с политических передач. Можно вспомнить электорального мага Доренко, который заряжал своей энергетикой урны с избирательными бюллетенями, как Чумак — трехлитровые банки с водой. Это было изощренное зомбирование, построенное на интеллектуально-риторических спецэффектах.
Информационные программы периода газпромизации телевидения были уже проще и работали по принципу «повторение — мать забвения». Президент, члены правильной партии и правительства были (и есть) везде — не нужно и 25-го кадра.
Однонаправленное зомбирование исчерпало себя — и появился интерактив. Политические ток-шоу с мудрым ведущим, горячими дуэлянтами, а главное — возможностью бесплатно позвонить и отдать свой голос в поддержку одного из спорящих.
Монстр пожрал себя сам: политика стала неинтересной подавляющему большинству граждан. Подавляющее большинство перешло на подножный корм в виде попсы, аншлагов, магии и керосиновой диеты от доктора Малахова. Казалось бы, дальнейшее совершенствование технологий народоотупления уже невозможно. Однако в последнее время на отечественном ТВ расплодились передачи, которые эксплуатируют весь букет человеческих слабостей: нежелание думать, алчность, похоть и стремление к дешевой популярности.
Это телевикторины, в которых девушки-ведущие (без комплексов и почти без одежды) предлагают зрителям решить интеллектуальную задачу уровня старшей группы детского сада и получить за это много денег. Слишком просто, чтобы задуматься, слишком привлекательно, чтобы отказаться.
Отрезвление приходит только вместе со счетом от мобильного оператора. Идеальный формат: человек платит за то, чтобы ему доказали, что он — идиот.
Готовлюсь к сессии. Время за полночь. Чтобы отвлечься, включаю телевизор. Попадаю на СМС-интерактив. На экране девушка с голыми плечами, в платье с глубоким декольте, в глазах — печаль, а голос… таким только фильмы для взрослых озвучивать. В углу экрана — шесть букв. Если хорошо приглядеться, понимаешь, что из них без труда можно составить слово «вокзал». Это, собственно, от зрителей и требуется, но говорящее декольте умудряется растянуть объяснение правил игры на десятки минут, многократно назвав короткий номер, по которому нужно звонить, и ни разу не упомянув о том, сколько это стоит.
«Если вы дозвонитесь и назовете правильно слово, переставив буквы в этой строчке, то гарантированно получите 5 тысяч рублей. Вот они (изящным жестом показывает вниз экрана, где мигает четырехзначное число). Разве эти деньги кому-нибудь будут лишними? У вас есть отличный шанс поправить свой бюджет».
Через двадцать минут томноголосого трепа ни о чем раздается гудок. Девушка искренне рада. Дозвонившийся — и того больше.
— Мне кажется, это слово «овал», — говорит он голосом человека, обнаружившего «овал» в словаре, и то после долгих поисков.
— Такое слово есть. — Ведущая держит паузу и разочарованно добавляет: — Но в моем больше букв. Вы, к сожалению, проиграли.
Мне уже становится интересно, сколько еще времени потребуется многотысячной ночной аудитории канала, чтобы решить эту трудную задачу. Очередной счастливчик оказывается клоном предыдущего:
— Зал, — отвечает он. То, что здесь еще меньше букв, чем в «овале», его не смущает. Вопрос-то из области лингвистики, а не арифметики.
После того, как отсеиваются «волан» и «вокал», я понимаю, что вариантов два: либо телевидение у нас смотрит исключительно кружок идиотов, либо по телевизору показывают стопроцентный лохотрон, а дозваниваются подставные участники. Ведущая умело им подыгрывает, не смущаясь царящего вокруг маразма и беспрестанно болтая на отвлеченные темы.
Чтобы проверить свою догадку, набираю короткий номер. Автоответчик сообщает, что в данный момент линия занята, и, что самое интересное, предупреждает, что услуга платная, но не поясняет, сколько это будет в рублях. Повторяю попытку трижды и проверяю баланс. Минус три доллара.
Передача «Ночной клуб» идет в эфире канала «Дарьял-ТВ» регулярно. И она не одна такая. Только с декабря по февраль на известных развлекательных телеканалах были замечены следующие аналоги: «Лови удачу» (MTV Россия), «Деньги по вызову» (РЕН-ТВ), «Деньги на проводе» и «Ночные игры» (ТНТ), «Киномания» (ТВ-3), «Легкие деньги», «Классики — интеллектуальная игра» (ТВ Столица), «Алло, ТВ!» (ТВ-Центр).
Подобные проекты исчезают столь же легко, как и появляются. К примеру, сейчас в эфире уже не найти передач «Деньги по вызову», «На проводе», «Ночные игры». И на телеканале «Столица» больше нет лохотронов. Во всяком случае, пока.
Если составить рейтинг программ-долгожителей подобного рода, то все рекорды побьет «Киномания» по ТВ-3. Конечно, программа сделана качественнее и интереснее остальных, но ведь с чем сравниваем… Как заверил меня директор департамента маркетинга телеканала «ТВ3 Россия» Илья МУРАТОВ, у них в программе все по-честному: «Выигрыш выплачивается всем. Программа сделана по нашему заказу продюсерским центром, но мы жестко контролируем получение призов всеми играющими».
По-честному так по-честному. И все же захотелось посмотреть на эту кухню изнутри. Например, попробовать себя в роли ведущей. В конце концов, я тоже могу говорить ни о чем целый час.
Звоню на телеканал «Дарьял-ТВ». Мою мечту о карьере ведущей «Ночного клуба» разбивают моментально. Оказывается, девушек с улицы они не берут. Ведущими становятся исключительно представительницы модельного или актерского бизнеса, которых отбирает продюсерский центр. В модельном агентстве TopModel разъяснили обстановку: «Действительно, продюсерские центры обращаются в модельные и актерские агентства при поиске телеведущих. Это проблема: заказов много — моделей нет. Их в Москве вообще дефицит. Пока красивые модели дойдут до агентства, их остановит десяток джипов, предложат работу поинтереснее».
В TopModel мне сообщили и главный секрет успешного прохождения кастинга на роль телеведущей развлекательного канала. Главное, чтобы грудь была больших размеров: «Многие девушки, ставшие телеведущими, совершенно не модельного плана и пришли в профессию из другой области. Портфолио некоторых из них мы находили на сайтах типа Путана.ру».
Получается, что несовершеннолетним такие передачи вообще смотреть нельзя, не то что участвовать в викторинах. Между тем никаких реальных ограничений нет. Разве что надпись в углу экрана мелким шрифтом «18+», да и то не во всех передачах. Эту проблему также прокомментировал Илья Муратов: «Конечно, есть в программе оговорка, что в игре не должны принимать участие лица младше восемнадцати лет. Программу «Киномания», которая идет по нашему каналу, проверял ОБЭП. Было сделано заключение, что каких-либо нарушений законодательства нет».
Симптоматично, кстати, что расцвет телевикторин совпал по времени с принятием Закона об игорном бизнесе. После его вступления в силу стало меньше залов игровых автоматов, и главное — автоматов-столбиков, глотающих пятирублевые монеты. Желание играть — осталось.
Представители традиционного игорного бизнеса относятся к телеконкурентам крайне негативно. В частности, свою позицию озвучил вице-президент Ассоциации деятелей игорного бизнеса (АДИБ) Евгений КОВТУН: «Наша организация одна из первых обратила внимание на телевикторины. Мы обратились в Федеральную налоговую службу, которая сейчас отвечает за соблюдение действующего законодательства в сфере игорного бизнеса. Попросили ответить на вопрос, является ли проведение телевикторин видом игорного бизнеса, и если является, то почему они выходят в эфир? Налоговики просто проигнорировали наш запрос».