На координационном Совете глав муниципалитетов Архангельской области был рассмотрен вопрос о формировании бюджета региона и прогнозе экономического развития до 2016 года.
Итоги бюджетной политики на региональном уровне лучше всего иллюстрируют скупые цифры, приведенные министром финансов Еленой Усачевой. В 2007 году объем госдолга Архангельской области составлял 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета. В 2012 году он достиг 55%. В текущем году, по словам министра, он достигнет 75%, а к 2016 году превысит 91%. На 44 млрд. рублей областных доходов придется 40 млрд. кредитных обязательств. Фактически область подошла к верхнему пределу заимствований. Елена Усачева констатировала, что и муниципалитеты отныне не могут рассчитывать на какую либо помощь из областного бюджета, который не может больше выполнять функции «подушки безопасности».
- Подушки безопасности больше нет. Мы падаем, ситуация безвыходная, - признала Елена Усачева.
В сложившихся условиях правительство региона для принятия сбалансированного бюджета должно изыскать порядка 4,1 млрд. рублей. Их предложено позаимствовать за счет отказа от всех программ по капстроительству и бюджетным инвестициям, сокращению на 2,7 млрд. рублей мер социальной поддержки для ветеранов труда Архангельской области, треть которых, кстати живет в столице Поморья. Под нож сокращений попадает и программа развития Архангельска как областного центра – 1,8 млрд. рублей на три последующих года. Но и в этом случае без помощи из федерации в размере 5,5 млрд. рублей сбалансировать доходы с расходами не удастся.
- Ситуация такова, что часть кредитной нагрузки должны брать на себя муниципалитеты. Возможности области исчерпаны, - заявил заместитель губернатора Алексей Гришков.
Таким образом, муниципалитетам фактически предложено брать деньги в долг в коммерческих банках под немалый процент.
Представители городов и районов обратили внимание на ряд показателей проекта бюджета, которые далеки от реальных. Прежде всего, это касается нормативов бюджетной обеспеченности. Министерство финансов полагает, что ряд муниципалитетов, прежде всего города могут получить до 5% дополнительных доходов за счет «повышения эффективности работы по администрированию поступлений в бюджет». В итоге из областного бюджета им не полагается ни копейки субсидии, Архангельск, например, недополучит 195 млн. рублей.
- Нам говорят: работайте с налоговой службой, применяйте административный ресурс к предприятиям и бизнесу, эффективно используйте землю. Но взаимоотношения с Федеральной налоговой службой это все-таки уровень субъекта федерации. Административный ресурс? Мы направили руководителям предприятий письмо рекомендательного характера по перечислению налогов, нам прокуратура сразу говорит – вы превышаете свои полномочия, предупреждаем в последний раз. При этом у нас кредитов на миллиард рублей. Землей в Архангельске распоряжается правительство области, и министерство госимущества ежегодно не может собрать значительную сумму налога – более 500 млн. рублей за пять лет, хотя ее нам ставят в план доходов городского бюджета. С 1 января 100% доходов по земле будет идти в муниципальный бюджет, и у министерства совсем не будет интереса его собирать. Тогда давайте принимать управленческое решение и передавать землю городу, мы сами будем собирать платежи. Что касается программы развития Архангельска, то в ней были все наши инвестиционные проекты, мы на них предусмотрели софинансирование, подготовили проекты. Если правительство решило ее «зарезать», то оно должно внятно объяснить, на что пойдут эти деньги конкретно в городе Архангельске, - подчеркнул заместитель мэра Архангельска по вопросам экономического развития и финансам Александр Цыварев.
Мэр Котласа Андрей Бральнин указал, что методике расчета субвенции на выплату зарплаты работникам образования не учтен техперсонал школ и детсадов: уборщицы, сторожа, электрики и т.д. Эти расходы лягут на муниципальные бюджеты, по Архангельску сумма составляет 70 млн. рублей. Также Андрей Бральнин высказал недоумение тем, как распределяются средства на строительство детсадов.
- Главы муниципальных образований в 2016 году буду персонально отвечать за выполнение указов Президента по обеспечению детей местами в дошкольных учреждениях. Но мы при этом исключены из процесса принятия решений по распределению средств на строительство детсадов.
Глава администрации Устьянского района Дмитрий Гайдуков отметил, что с одной стороны правительство озвучивает весьма пессимистический прогноз экономического развития, с другой завышает бюджетную обеспеченность районов, отказывая им в субсидиях.
- Где мы будем брать деньги на подготовку к зиме? Как будем заказывать генпланы, без которых нельзя строить жилье, как разработаем схемы теплоснабжения? Средства на это были предусмотрены в областных программах и мы на них рассчитывали. А ведь нас никто даже не предупредил о том, что ситуация критическая. Нам и сегодня не хватает средств на исполнение своих полномочий, а в итоге получится, что придется за каждыми 100 тыс. рублей ездить в область. Остановка всех программам может иметь серьезные последствия: Если когда вы едите в автомобиле резко дернуть за ручку ручного тормоза, он может не только остановиться, но и перевернутся, - сказал Дмитрий Гайдуков.
Глава Шенкурского района Сергей Котлов обратил внимание на проблему исполнения судебных решений и сохранение налогооблагаемой базы.
- Мы подобрали все резервы, сократили администрацию Шенкурска, но денег на выполнение судебных решений нет. Если будем давить бизнес, то предприниматели просто соберут все и уедут в Вологду и дальше. Люди потеряют работы, сократятся поступления по НДФЛ. И как мы будем тогда платить по кредитам, ведь долги будут переходить на следующий год и накапливаться, ведь темпы роста расходных обязательств в разы превышают доходы.
Кроме того, на Совете было озвучено, что в проекте регионального бюджета пока не предусмотрено средств на софинансирование участия региона в программах Фонда содействия реформированию ЖКХ. На это необходимо 2,6 млрд. рублей. Если правительство области не найдет этих средств под угрозу ставится выполнение указов Президента, предусматривающих расселение аварийного жилья. Только в Архангельске для решения этого острейшего вопроса необходимо построит 116 тыс. кв. метров. Теперь перспектива строительства новых домов для жителей аварийных деревяшек отодвигается на неопределенное время.
тыц
Итоги бюджетной политики на региональном уровне лучше всего иллюстрируют скупые цифры, приведенные министром финансов Еленой Усачевой. В 2007 году объем госдолга Архангельской области составлял 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета. В 2012 году он достиг 55%. В текущем году, по словам министра, он достигнет 75%, а к 2016 году превысит 91%. На 44 млрд. рублей областных доходов придется 40 млрд. кредитных обязательств. Фактически область подошла к верхнему пределу заимствований. Елена Усачева констатировала, что и муниципалитеты отныне не могут рассчитывать на какую либо помощь из областного бюджета, который не может больше выполнять функции «подушки безопасности».
- Подушки безопасности больше нет. Мы падаем, ситуация безвыходная, - признала Елена Усачева.
В сложившихся условиях правительство региона для принятия сбалансированного бюджета должно изыскать порядка 4,1 млрд. рублей. Их предложено позаимствовать за счет отказа от всех программ по капстроительству и бюджетным инвестициям, сокращению на 2,7 млрд. рублей мер социальной поддержки для ветеранов труда Архангельской области, треть которых, кстати живет в столице Поморья. Под нож сокращений попадает и программа развития Архангельска как областного центра – 1,8 млрд. рублей на три последующих года. Но и в этом случае без помощи из федерации в размере 5,5 млрд. рублей сбалансировать доходы с расходами не удастся.
- Ситуация такова, что часть кредитной нагрузки должны брать на себя муниципалитеты. Возможности области исчерпаны, - заявил заместитель губернатора Алексей Гришков.
Таким образом, муниципалитетам фактически предложено брать деньги в долг в коммерческих банках под немалый процент.
Представители городов и районов обратили внимание на ряд показателей проекта бюджета, которые далеки от реальных. Прежде всего, это касается нормативов бюджетной обеспеченности. Министерство финансов полагает, что ряд муниципалитетов, прежде всего города могут получить до 5% дополнительных доходов за счет «повышения эффективности работы по администрированию поступлений в бюджет». В итоге из областного бюджета им не полагается ни копейки субсидии, Архангельск, например, недополучит 195 млн. рублей.
- Нам говорят: работайте с налоговой службой, применяйте административный ресурс к предприятиям и бизнесу, эффективно используйте землю. Но взаимоотношения с Федеральной налоговой службой это все-таки уровень субъекта федерации. Административный ресурс? Мы направили руководителям предприятий письмо рекомендательного характера по перечислению налогов, нам прокуратура сразу говорит – вы превышаете свои полномочия, предупреждаем в последний раз. При этом у нас кредитов на миллиард рублей. Землей в Архангельске распоряжается правительство области, и министерство госимущества ежегодно не может собрать значительную сумму налога – более 500 млн. рублей за пять лет, хотя ее нам ставят в план доходов городского бюджета. С 1 января 100% доходов по земле будет идти в муниципальный бюджет, и у министерства совсем не будет интереса его собирать. Тогда давайте принимать управленческое решение и передавать землю городу, мы сами будем собирать платежи. Что касается программы развития Архангельска, то в ней были все наши инвестиционные проекты, мы на них предусмотрели софинансирование, подготовили проекты. Если правительство решило ее «зарезать», то оно должно внятно объяснить, на что пойдут эти деньги конкретно в городе Архангельске, - подчеркнул заместитель мэра Архангельска по вопросам экономического развития и финансам Александр Цыварев.
Мэр Котласа Андрей Бральнин указал, что методике расчета субвенции на выплату зарплаты работникам образования не учтен техперсонал школ и детсадов: уборщицы, сторожа, электрики и т.д. Эти расходы лягут на муниципальные бюджеты, по Архангельску сумма составляет 70 млн. рублей. Также Андрей Бральнин высказал недоумение тем, как распределяются средства на строительство детсадов.
- Главы муниципальных образований в 2016 году буду персонально отвечать за выполнение указов Президента по обеспечению детей местами в дошкольных учреждениях. Но мы при этом исключены из процесса принятия решений по распределению средств на строительство детсадов.
Глава администрации Устьянского района Дмитрий Гайдуков отметил, что с одной стороны правительство озвучивает весьма пессимистический прогноз экономического развития, с другой завышает бюджетную обеспеченность районов, отказывая им в субсидиях.
- Где мы будем брать деньги на подготовку к зиме? Как будем заказывать генпланы, без которых нельзя строить жилье, как разработаем схемы теплоснабжения? Средства на это были предусмотрены в областных программах и мы на них рассчитывали. А ведь нас никто даже не предупредил о том, что ситуация критическая. Нам и сегодня не хватает средств на исполнение своих полномочий, а в итоге получится, что придется за каждыми 100 тыс. рублей ездить в область. Остановка всех программам может иметь серьезные последствия: Если когда вы едите в автомобиле резко дернуть за ручку ручного тормоза, он может не только остановиться, но и перевернутся, - сказал Дмитрий Гайдуков.
Глава Шенкурского района Сергей Котлов обратил внимание на проблему исполнения судебных решений и сохранение налогооблагаемой базы.
- Мы подобрали все резервы, сократили администрацию Шенкурска, но денег на выполнение судебных решений нет. Если будем давить бизнес, то предприниматели просто соберут все и уедут в Вологду и дальше. Люди потеряют работы, сократятся поступления по НДФЛ. И как мы будем тогда платить по кредитам, ведь долги будут переходить на следующий год и накапливаться, ведь темпы роста расходных обязательств в разы превышают доходы.
Кроме того, на Совете было озвучено, что в проекте регионального бюджета пока не предусмотрено средств на софинансирование участия региона в программах Фонда содействия реформированию ЖКХ. На это необходимо 2,6 млрд. рублей. Если правительство области не найдет этих средств под угрозу ставится выполнение указов Президента, предусматривающих расселение аварийного жилья. Только в Архангельске для решения этого острейшего вопроса необходимо построит 116 тыс. кв. метров. Теперь перспектива строительства новых домов для жителей аварийных деревяшек отодвигается на неопределенное время.
тыц