Приведу реальный пример с покупкой автомобилей. Не для чиновников - для Архангельского ГИБДД.
К проведению конкурса отнеслись наплевательски. По идее, Автоваз выпускает уже укомплектованные для работы в ГИБДД машины - остается только дорисовать конкретный регион. Но цены, мягко скажем, сильно завышены, а комплектация не всегда та, что нужна. Так или иначе, но объявили конкурс - 30 автомобилей (плюс минус несколько авто, не суть важно). Конечно же, рассчитывали, что выиграет какой ни то из дилеров Автоваза, у которого есть резерв и возможность поставить автомобили в срок. Но ничего толком не прописали. Ни какой расцветки, ни какой комплектации, ни какая СГУ должна стоять, ни какое доп. оборудование. В итоге выиграл конкурс некто по имени Ниязи Махмудович, из питера. Конкурс то он выиграл, но машин у него не было и резерва на них не было, и даже денег у Ниязи Махмудовича на покупку требуемых авто не было - такой у нас ФЗ 94, так написан - кто цену предложил дешевле - тот и победил. В итоге Ниязи Махмудович, с задержкой в несколько месяцев, поставил таки нужные 30 автомобилей для Архангельского ГИБДД. С грехом пополам архангельские менты, уже получившие по шеям за то, что так задинамили сроки, приняли партию, в надежде забыть Ниязи, как кошмарный сон. Не тут то было....Оказалось, что доп оборудование висит самое дешевое, непригодное к эксплуатации, такое использовали еще в 90 годах и ранее. Машины покрашены кустарным способом. Но самое главное - автомобили оказались все как на подбор после ДТП, "перевертыши" - у всех авто продавлена крыша, при дожде вода заливается в салон, геометрия кузова нарушена. Вот такая вот поставочка.... а предъявить претензии к Ниязи уже никак - нету Ниязи, слился куда то. Вот у нас теперь и ездит по городу 30 экипажей ГИБДД в раздолбанных тачках и проклинают все и вся.
Так всегда было. Даже если ты хочешь сделать что то правильно - тебе приходится работать в обход ФЗ 94, изобретать все новые и новые варианты отсечения от участия таких вот "Ниязи Махмудовичей". При покупке автомобилей бизнес класса - это комплектация, которую могут предоставить только авторизованные дилеры и по предварительному заказу. И дело тут не в роскоши, хотя, в качестве небольшого бонуса за старания по подготовке тех задания - никто себе не откажет в удовольствии, естественно.
Если ты хочешь купить партию компьютеров для школ, качественных компьютеров, и избежать проблем с участием шарашмонтаж контор, собирающих компы на коленке, ты бежишь к представителям брендовых компов, озвучиваешь конфигурацию конкретную, с конкретными гарантийными обязательствами, с дополнительными ништяками, кои не продадут в розницу шаражмонтажникам, резервируешь партию на определенное время. Все это нарушение ФЗ и сговор, однако, пока что , единственный способ получить желаемое и избежать проблем с функционалом. А вот эту дополнительную суету уже с чистой совестью оценивают и поставщики и заказчики, как собственные заслуги, в отдельные деньги, что само по себе - нарушение закона, конечно же, однако вреда от такого нарушения меньше, чем пользы от его соблюдения. Быват и так. Так что лучше за 3 миллиона получить искомое, чем за 1,5 лимона получить рыдван, на техобслуживание которого уйдет еще больше, или чем устряпаться на недобросовестном поставщике, например, который заявит грошовую цену, а уж после начнет искать где за такие деньги авто купить, при этом даже денег на покупку не имея. И такие случаи каждый день. Вот возьмите ремонт в здании Северного УГМС. Денег было заложено то ли 2,3 то ли 2,8 миллиона рублей на ремонт в холле первого этажа. А выиграл какой то мудак за 800 тысяч. В итоге двери поставил входные из дешевого профиля, плитку - говно, материалы - говно, а самое главное - работники говно. И что вышло в итоге? 800 тыр то отдали, все по чести, по закону, только вот ключики на пол лучше не ронять, а двери уже сейчас не держат тепло и открываются/закрываются с трудом. мдя...