Виделся с киевлянами неделю назад.
Люди там живут примерно так:
1. войны (выстрелов, взрывов) нет нигде, кроме Славянска, Краматорска и окрестностей;
2. страна довольно компактная по сравнению с Россией: Львов, например, на удалении 400 км. от Киева, Будапешт - в 600-700 километрах, Вена - в 1 тысяче километров от Киева. До Москвы от них примерно как и от Архангельска до Москвы - около 1200 км. расстояние. Война очень локализована - как мне рассказала коллега с киевского филиала, в феврале, когда стреляли снайперы на майдане, она посещала выставку итальянской мебели в километре от места событий - и ничего не видела, не слышала, о гибели людей узнала лишь вечером из новостей. 2 мая, когда погибли люди в Одессе, она находилась во Львове, где тоже все было тихо и спокойно - когда тем вечером ей стало известно о событиях в Одессе, это был шок;
3. на Путина народ сердится, но не настолько, чтобы побросать все дела и ломиться в добровольцы воевать против русских. От призыва резервистов в ВС Украины стараются уклониться. Массовый всплеск патриотизма имел место в марте, сразу после присоединения Крыма к России, но быстро погас. Сейчас в военных действиях в Донбасе они, киевляне, видят не конфликт между Украиной и Россией, не какие-то пресловутые "ценностные или мировоззренческие несовпадения", а чистой воды бандитские разборки за собственность (шахты, металлургические заводы, судоверфи) между украинским же олигархатом (хозяином Донбаса Ринатом Ахметовым, с одной стороны, и группой олигархов с Запада во главе с Коломийским, с другой стороны), прикрываемый лаем купленных журнашлюх.
4. СМИ не верят российским, но так же не верят и своим, украинским. Стараются смотреть западные новостные каналы. В России и русских врага не видят, какие-либо угрозы для русских в Украине отрицают (мол, хоть в самый "бандеровский" Львов приезжай и разговаривай там исключительно по-русски, никакой агрессивной реакции на это со стороны украиноязычных не будет), а вот персонально Путина все-таки не любят
5. По настоящему обеспокоены не войной, а начавшимся в Украине экономическим кризисом. Гривна девальвировалась с 8 гривен за доллар осенью до 12 гривен за доллар сейчас. Тарифы на бытовой газ для населения, расценки на ЖКХ, расценки на транспорт резко выросли. Покупательская способность населения очень сильно пострадала - у той моей коллеги муж архитектор и владелец фирмы, занимавшейся отделкой домов и квартир для высшего среднего класса, так с января 14 года у них, говорит, не было ни одного заказа.
Страшит их не война, которую в Киеве не видят и не ощущают, а усугубление вот этих кризисных явлений. Боятся, что вследствие остановки или резкого удорожания поставок газа из РФ вырастет себестоимость выпускаемой в Украине продукции, цена на нее, и это еще усугубит падение спроса.
Сильно боятся того, что Россия может перекрыть украинский импорт из-за ассоциации Украины с ЕС. Российский рынок, в отличие от рынка ЕС, для украинских производителей сегодня очень значим - если нельзя будет поставлять в Россию, то придется резко сокращать производство и увольнять персонал. Так как мои "визави" работают по найму, то понимают, что сокращать будут именно их, а найти другую работу в условиях избытка высвобожденной рабочей силы, сокращения производства и продаж, роста цен, будет нелегко. Так что переживают за свое будущее и за будущее своих семей.
Короче, тревожно им там. Кризис у них.