Евгений Гонтмахер :
1. Прошу обратить внимание на то, что основной транспортный поток (как пассажирский, так и грузовой) в Крым идет сухопутным путем — через Перекопский перешеек. Керченская паромная переправа маломощна. Еще недавно украинскими властями планировалось увеличить ее пропускную способность всего до 400 человек и 60 автомобилей в час (в обе стороны). Керченский грузовой порт не рассчитан на дополнительные перевозки в случае отсутствия автомобильного и железнодорожного сообщения с Украиной. Невоенное авиасообщение обеспечивается только через аэропорт Симферополя, который обслуживает практически только пассажирские рейсы. В год он обслуживает чуть больше 1 миллиона человек.
2. Тем самым в случае блокирования сухопутного сообщения (а это весьма вероятно) Крым из полуострова становится настоящим островом. Это создает проблемы с вывозом объемной продукции сельского хозяйства (включая виноделие), химической промышленности, а также завозом товаров, необходимых для текущей жизнедеятельности Крыма (недостающее продовольствие, особенно в курортный сезон, ширпотреб и т.п.).
3. Что касается туристического потока, то из 6 миллионов отдохнувших в Крыму в прошлом году примерно 50% — граждане Украины, четверть — россияне, остальные — из стран СНГ, дальнего зарубежья. Очевидно, что украинский поток станет близок к нулю, а европейцы не рискнут сунуться в район, вхождение которого в Россию будет признано остальным миром нелегитимным. Тем более что на Черном море можно отдохнуть в Болгарии и Румынии, не забудем и Грузию, да и Турция начала интенсивно обустраивать туристическую инфраструктуру своего северного побережья. Даже если будет поставлена задача восполнить потерю 75% потока, то она пока практически не решаема: перевозка отдыхающих самолетами упирается в объективные ограничения пропускной мощности симферопольского аэропорта. Если же говорить о ценах на авиабилеты, то они должны быть доступны для массового потребителя, что обойдется в копеечку российскому бюджету — придется выделять многомиллиардные субсидии авиакомпаниям. Можно, конечно, попытаться наладить пассажирское пароходное сообщение, например, из Ростова-на-Дону, но и это упирается в технические ограничения.
4. Не сомневаюсь, что уже в этом году все крупнейшие российские компании обяжут оплачивать отдых своих сотрудников исключительно в Крыму. Но даже если произойдет чудо изобретения мгновенной телепортации, финансовый ущерб и без того хромающему на обе ноги крымскому турбизнесу окажется очевидным.
5. Если говорить о крымской индустрии отдыха и сопутствующих ей торговле и сфере обслуживания, то в ней официально занято 266,3 тыс. человек, или практически 30% легально занятого населения Крыма. Приведенные выше выкладки о перспективах организованного туризма не сулят им и прежних, весьма скромных доходов. Но ситуация с частным сектором еще хуже. Сотни тысяч людей (точное их количество никто не знает) сдают в сезон свои комнаты, квартиры, дома для «диких» сотен же тысяч приезжих, у которых нет денег на хотя бы относительно комфортабельные пансионаты и авиабилеты. Этот контингент отдыхающих в новой ситуации, скорее всего, будет потерян. Не захочет же «Газпром» селить своих сотрудников в такие условия. Что тогда делать сотням тысяч крымчан, которые потеряют приработок к пенсиям и весьма скромным официальным зарплатам, который позволял им выживать в межсезонье?
6. Вторым по занятости в Крыму сектором является сельское хозяйство — почти 200 тысяч человек. Это уже северные районы полуострова. Поддерживать экономику этого сектора позволяли вода, идущая с материковой Украины, и перетекающая оттуда же электроэнергия. Я, конечно, не могу прогнозировать поведение Киева в отношении отколовшегося от него региона. Но в том, что диапазон действий будет малоприятен для аграрного Крыма, не сомневаюсь: от радикального повышения тарифов за воду и электричество до полного их отключения. Россия восполнить эти потери не сможет по крайней мере еще несколько лет — пока не будет построен водовод из Кубани, не переброшены оттуда же высоковольтные линии. Кроме того, надо иметь в виду, что крымское сельское хозяйство во многом держалось за счет спроса отдыхающих. А если их станет существенно меньше (см. предыдущие пункты)? Куда везти скоропортящийся товар и как это сделать при складывающейся островной логистике?
7. Тем самым двум ведущим секторам крымской экономики нынешняя геополитическая загогулина наносит мощный удар уже в этом году: курортный сезон начнется через 1,5–2 месяца. В результате появится большая масса — несколько сотен тысяч людей, у которых ощутимо ухудшится материальное положение. Спасет ли ситуацию патриотический подъем, воодушевление от возвращения на историческую родину? Думаю, частично это возможно, но для многих крымчан условия жизни могут стать бедственными. России придется помогать. Формы будут самыми разнообразными — от простой раздачи денег (правда, не очень понимаю, как это оформить технически) до помощи в переселении людей из Крыма в другие части России. Из скудных региональных бюджетов будут выделяться деньги на переезд и обустройство новых граждан. Но вот с работой для крымчан наверняка возникнут проблемы: российская экономика стагнирует, по итогам 2013 года зафиксирован нулевой рост промышленного производства. Судя по всему, работодателям дан «зеленый свет» на сокращение персонала (в бюджетной сфере это происходит уже не один год) для минимизации издержек.
8. Но даже если люди не будут покидать Крым в поисках лучшей жизни, перебиваясь подачками из бюджета, то экономику все равно не обманешь. Реальные рабочие места останутся преимущественно в образовании, здравоохранении, чиновничьем аппарате, а также в обслуге Черноморского флота. А это чистые расходы уже не крымского бюджета, поток налогов в который обмелеет, а Москвы. Если присовокупить выплату пенсий, то годовые затраты можно оценить в диапазоне от 100 до 200 миллиардов рублей в год. Это, конечно, не критические цифры для федерального бюджета, но в условиях ухудшающейся экономической конъюнктуры с каждым годом они будут давить на слабеющую финансовую систему все сильнее и сильнее.
9. Еще один немаловажный фактор — воровство. Украина времен Януковича настолько пропиталась коррупцией, что даже наша ситуация в этой сфере может показаться не такой уж плохой. Хотя это относится к некому усредненному российскому региону. Все прекрасно знают наши места, где коррупция съедает даже не 20 или 30% бюджета, а все 60, а то и 70%. Так вот. Нынешний Крым как раз напоминает худшие отечественные образцы. Поэтому бросать туда сотни миллиардов рублей на текущие расходы и еще столько же на приведение в порядок инфраструктуры — это неплохой подарок крымской правящей группировке. Ей, похоже, предоставится шанс под прикрытием патриотических настроений пожить в стиле Януковича и бывшего украинского генерального прокурора Пшонки (рекомендую посмотреть в Интернете дворцы с золотыми батонами и парадными портретами в одеяниях Цезаря). Интересно, сколько от всей этой мощной помощи достанется простым людям.
10. Все описанные выше проблемы могут быть решены, только если матушка Россия сама начнет оживать. Ее стагнация в социально-экономической сфере напрямую связана с головокружительной деградацией внутренней политики. Ничем другим нельзя объяснить, как можно при цене на нефть почти 110 долларов за баррель иметь нулевые темпы промышленного производства.
11. На все это накладываются и внешнеполитические последствия. Можно сколько угодно говорить, что не мы это начали и что нас окружают враги, но факт остается фактом: сильно испортить будничную жизнь среднему российскому гражданину Запад может миллионами различных способов, даже не прибегая к официальным санкциям. Это и обесценение рубля, и прекращение кредитования нашего крупного бизнеса, и форсированное вытеснение с мировых рынков российских нефти и газа, и много чего другого. Нельзя исключить и того, что мы будем превращаться в осажденную крепость советско-северокорейского типа.
12. Поэтому, на мой взгляд, пора заканчивать с фанфарами и начинать смотреть на окружающий мир рельефно, чему нас учит наука под названием «экономическая география».