Почти почта
Догонит ли когда-нибудь Почта России XXI век?
Байка о том, что сыр с плесенью, изюм и уксус изобрела отечественная почтовая служба, уже давно перекочевала из веселых анекдотов в суровую реальность.
Однако на этой неделе монопольная структура, чье имя прочно ассоциируется с долгими сроками доставки корреспонденции, пообещала стать более оперативной за счет новых передвижных почтомобилей.
«Я почему раньше злой был?…»
Четырехколесный заменитель почтальона Печкина внешне напоминает колбасно-мясной торговый павильончик. Внутреннее убранство технической новинки тоже не особенно отличается — та же касса и весы у раздаточного окошка. Сверху металлическую конструкцию украшает ведро-мигалка. Как пояснил директор УФПС по Архангельской области Николай Фролов, эта сирена вкупе с установленной в почтовой машине системой ГЛОНАСС призвана отпугивать желающих поживиться наличностью ковбоев из глухих деревень. Именно в отдаленную глубинку призван доставлять корреспонденцию этот чудо-дилижанс. По словам Фролова, в настоящее время региональные дороги бороздят уже семь таких фургончиков.
Между тем, полностью игнорируя дареные ей ноу-хау, госорганизация по-прежнему доставляет тонну неприятностей всем, кто пользуется ее услугами. И если с доставкой текстовых сообщений (e-mail нам в помощь) мы еще можем справляться, то со своими посылками и бандеролями дорога у нас одна — в почтовое отделение.
Новое — незабытое старое
Почта России сегодня, пожалуй, единственное ГУП, где объемы бумажной бюрократии не изменились с доперестроечных времен. Как и двадцать лет назад, чтобы получить, скажем, одно заказное письмецо, придется вручную заполнить бланк, в нем подробно расписать свои персональные данные, предъявить паспорт и после скрепить это дело личной подписью. Все это, разумеется, под громкое шипение стоящей позади тебя очереди. Причем больше всего проклятий приходится на долю несчастных офис-менеджеров, в чьи обязанности входит рассылка кипы юридических документов.
За многие годы в отношении такого сервиса качественно изменилась лишь одна деталь — возле окошек операторов появились смоченные водой губки, дабы заядлые адепты эпистолярного жанра не натерли себе мозоль на языке от процесса наклеивания марок. А вот до того, чтобы вовсе заменить их, например, на штампы, прогресс, видимо, еще не дошел. В результате мучаются люди по обе стороны окошка, разматывая километры цветастых картинок… А количество деревьев, уходящее в день на бюрократические нужды только одного почтового отделения, вызвало бы инфаркт даже у бобра. Можно, конечно, пойти по упрощенной схеме и попросту закинуть конверт в ящик. Но в таком случае вероятность того, что он прибудет по адресу, стремительно падает.
АДресная работенка
Внешнего вида почты модернизация коснулась меньше всего. Чаще всего во всех отделениях мы наблюдаем одну и ту же картину: обшарпанный пол, с местами отсутствующим линолеумом как минимум трех видов, стены с грязными следами от скотча, потемневшие от времени объявления, мутное окно и обычно неприветливые тетеньки с одной стороны и раздраженная толпа с другой. Если вторых можно понять из-за убитого впустую времени, то озлобленность первых вызвана, помимо низких зарплат, еще и страшным словом «оптимизация». Как правило, проявляется она в массовом сокращении деревенских почтальонов или в суммировании всех возможных обязанностей в лице одного несчастного оператора, который вынужден работать «за себя и за того парня». Конечно, после такой оптимизации штат охватывает неописуемый оптимизм, особенно тех, кого оптимизировали. И поскольку нравятся эти меры чуть менее, чем никому, загнанные сотрудники, в разгар рабочего дня напоминающие шестирукого Шиву, предпочитают чаще отсиживаться на больничных или попросту менять место работы, что еще больше усугубляет проблему.
Каждому гражданину — по отдельной очереди!
Ситуация осложняется еще и тем, что вместо того, чтобы заниматься своими прямыми обязанностями, почта попыталась заняться коммерцией — стала выдавать кредиты, продавать сим-карты, туалетную бумагу, инвентарь для огорода и так далее. Разумеется, очередей от этого не убавилось.
Кроме того, отныне архангельские почтовики добровольно возложили на себя функции доставки штрафной документации ГИБДД, чему последние необычайно рады. А не так давно свинью в огород почтовикам подложил второй по «очередатости» государственный гигант — с некоторых пор Сбербанк перестал принимать платежи по старинке, через окошко. Выбор у плательщиков остался небольшой: либо учись пользоваться электронным терминалом, либо дуй словесно перемывать косточки властям в почтовых очередях. Старшему поколению, ясно дело, второй вариант словосочетания показался ближе и роднее.
Такая ситуация наблюдается повсеместно, и наш регион в этом отношении — не исключение. На вопрос, что делать с главным бичом оперативной доставки, директор УФПС Архангельской области Николай Фролов посоветовал не посещать почтовые отделения в так называемые пиковые периоды времени.
— Поскольку квитанции коммунальных платежей все получают одновременно, а люди в Архангельской области очень дисциплинированы, то после 10 числа каждого месяца в почтовых отделениях возникает ажиотаж. Несмотря на то, что в это время мы открываем дополнительные окна обслуживания, полностью избавиться от очередей сегодня не представляется возможным. Поэтому можно только посоветовать людям, которым требуется отправить какую-то несрочную корреспонденцию, делать это в период с 25 по пятое число месяца. И желательно не в вечернее время, — подытожил Фролов.
Письмо на тот свет
Весьма странное заявление, надо признать. Несрочная корреспонденция — это как? Написал, подождал десять дней, пока спадет «пиковый» ажиотаж, спокойно отправил, а потом письмо потихоньку за пару недель доберется до соседнего региона, ехать до которого всего-то часов двенадцать. Вот, например, случай из жизни. У знакомого умерла тетя — старенькая была уже. В последние месяцы все пыталась писать письма подругам и родственникам, которых раскидала жизнь не так уж и далеко: кого в Вологодскую область, кого в Карелию, кого под Питер… Получить письмо — для старушки уже был праздник. Она никогда не смотрела на дату отправления. И вот, через неделю после ее смерти на ее имя приходит конвертик от сестры, а там: «Здравствуй, сестренка. Как твое здоровье?..», ну, и рассказы о жизни, расспросы… В последнее время бабушки общались только за счет писем — телефон междугородний дорог, Интернет в таком возрасте — просто непонятное слово. Посмотрели на дату отправления — письмо с Вологодчины до Архангельска шло… три недели!!!
Через Ширшу в Маймаксу
Кстати, это третий по популярности аспект недовольства клиентов Почты России — несоблюдение сроков доставки чего бы то ни было. И причина тому — убогая логистика, сформированная десятилетиями. Обвинять в неразвитой инфраструктуре можно кого угодно: дорожников, коммунальные службы, власти всех уровней. Факт остается фактом — пользоваться услугами национальной почтовой службы рискуют только те, у кого иных возможностей нет. Те, у кого есть возможность воспользоваться любой иной службой доставки, вариант с ПР даже не рассматривают. Иначе как объяснить, например, тот факт, что заказанная вещица из германской земли Саксонии идет до Москвы пару дней, а из Москвы плетется до Архангельска недели две-три? Да очень просто: до Москвы посылку доставляет тамошняя служба, а уж в столице эстафетную палочку перехватывает самая скоростная служба в мире — Почта России. И начинается бардак. Сроки доставки международных посылок в нашу страну вообще могут порой составлять до трех месяцев.
Улита едет — когда-то будет
В свете накопившихся проблем Почта России давно уже стала объектом нескончаемого потока критики. Книги жалоб пестрят сообщениями о низком профессиональном уровне и хамстве сотрудников, постоянных стычках в очередях и утерях корреспонденции. Исправить ситуацию призван активно муссируемый сегодня в столице закон «О почтовой связи». Если он будет принят, Почту России лишат многолетней монополии, а осуществлять свою деятельность ей придется в условиях конкурентной борьбы. А в ней у госконторы, ставшей из-за своей неэффективной работы уже одной из главных мишеней народного фольклора, просто нет шансов.
А поэтому, почтовые дилижансы с мигалками (хотя оно, наверное, и неплохо) вряд ли решат проблему. Пока логотипом государственного предприятия «Почта России» с полным основанием может послужить… улитка. Пусть даже с мигалкой на ракушке. Мигалка сути не изменит.
Цитата:
По данным ИА REGNUM работа «Почты России» не устраивает более 60 процентов интернет-пользователей. Онлайн-опрос проводился с 31 января по 6 февраля 2013 года. Проголосовали 6326 человек.
Николай Фролов, директор УФПС Архангельской области:
— В этом году мы открыли 17 новых отделений почтовой связи. В ближайшее время разгрузка очередей будет осуществляться за счет договоренностей с собственниками торговых центров. В нескольких центрах уже совсем скоро появятся наши пункты. В них можно будет оплачивать коммунальные услуги и отправлять корреспонденцию.
Анекдот в тему:
А случаем, доставкой метеорита к концу света занималась не Почта России? А то и пришел с опозданием на два месяца, и не туда, куда надо, и не целиком, а по осколкам
http://arh.mk.ru/article/2013/02/20/815499-pochti-pochta.html