3. Деформация личности и деформация компании
И кто собой не в состоянье властвовать,
Тот властвовать желает над соседями.
Гёте, «Фауст»
Человек устроен так, что он должен доказать себе, почему он имеет право на то, что он сделал, чтобы заткнуть голос своей совести. Достоевского помните по школьной программе? Внутренние диалоги, что все вокруг твари дрожащие, а Он – их по праву имеет?
Выражаясь терминами ИТ – человечек патчит ПО своего мозга. Патч содержит около-гностические теории, по которыми все люди разные, и вот он типа рожден управлять остальными. Он волк, а вы все – овцы, Он пассионарий, а вы лохи. У него естественные потребности больше, а вы – ленивый, но неприхотливый народ, который любит водку и плетку. И прочая галиматья.
Человек ищет подтверждение своих убеждений, правильности работы своего пропатченного мозга. Поэтому от нижестоящих в иерархии он с удовольствием принимает положительный отклик, подтверждающий, что народ любит его твёрдую руку, его, хм, преобразования.
Этот патч в каких-то аспектах обязательно противоречит наблюдаемой реальности. От противоречий пропатченный мозг уклоняется тем, что игнорирует неприятные для него факты, не делает неприятные для себя умозаключения (Когнитивные искажения, Список когнитивных искажений)
Чтобы не слышать критики, которая ставит под сомнение драгоценный патч и грозит возвратом психологического дискомфорта, руководитель отключает системы обратных связей в компании – риск-менеджмент и внутренний аудит. Вводится цензура для обсуждений между сотрудниками на внутрикорпоративных порталах.
Предприятие как система от этого теряет в устойчивости и управляемости.
От такого позиционирования и такого поведения топ-менеджмента протухает система нематериальной мотивации.
С чистой “идеальной” мотивацией нужно быть осторожным. Фокус в том, что она работает только в случае, если она абсолютно, безупречно искренняя…
Насчет материальной мотивации остается вопрос – насколько снизят реальную з/п путем недокомпенсацией величины инфляции.
Пряника не будет, вопрос только насколько длинным и толстым будет кнут.
Выходит, из инструментов управления эти топ-менеджеры оставили себе только финансовый шантаж.
Жадность, глупость, предательство интересов коллектива – как это… непохоже на действия компетентных менеджеров.
Но разве возможна эдакая избирательность, когда отношение к подчиненному коллективу одно, к конкурентам второе, а к клиентам – третье?
Сэм Уолтон говорит, что нет:
Проходит не больше недели или двух, и сотрудники начинают относиться к покупателям точно так же, как сама компания относится к своим сотрудникам.
Дополню дядю Сэма. «Точно так же» – это не как относится гендиректор, а зачастую хуже, т.к. негативная часть «отношения» усиливается при прохождении вниз по вертикали корпоративной власти.
Подобное притягивает и развивает подобное – нехороший руководитель разлагает своих подчиненных.
Обворовывая сотрудников он подбивает их на аналогичные действия к компании и к клиентам. То БД с персональными данными украдут, то посодействуют воровству денег у клиентов Сбербанка.
Происходит деформация личностей, деформация организации, потеря эффективности.
Так, граждане, на что жалуемся? На Почту России? На банки? На операторов?
Прочитали? Поняли? А теперь расширьте понятие "организация" до понятия "государство". И все встает на свои места.